Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Муниципальный детский сад «Красная шапочка» Паспорт первой младшей группы «Солнышко». г. Жуков Паспорт первой младшей группы Группу посещает 20 детей: мальчиков – 13, девочек – 7. Заведующий ДОО: Попова Нина Николаевна Воспитатели: Пояркова Екатерина Константиновна Федорив Надежда мизхайловна Младший воспитатель: Дурназарова Оксана Николаевна Инструктор по физкультуре: Левкина Нина Ивановна Педагог – психолог, логопед : Николаева Ирина Николаевна Музыкальный руководитель: Гойденко Анастасия Львовна Мы заботится о том, чтобы ваш ребенок стал самостоятельным, общительным, любознательным, всесторонне развитым. Каждому ребенку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым человеком. Задача взрослых помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его познать окружающий мир. У нас он будет общаться, играть, рисовать, танцевать, научится писать, строить и многое другое. В группе все устроено для ребенка. Малыш найдет и познает много удивительного, играя, станет большим и самостоятельным. Воспитательно-образовательный процесс осуществляется по программе: «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, Михайловой З.А. , А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Режим дня в дошкольном учреждении Режим дня соответствует ритмам и темпам жизнедеятельности детского организма. Ребенок, который живет по режиму, всегда выгодно отличается от ребенка безрежимного. В первом случае малыш более уравновешен, активен, у него преобладают положительные эмоции. Во втором — он часто капризничает, менее активен. Ребенка, живущего по режиму, легче воспитывать. Ведь организм, привыкнув к определенному ритму, сам в соответствующее время требует пищи, отдыха, активности. Режим дня в нашем дошкольном учреждении соответствует всем основным требованиям: Прогулки организуются 2 раза в день (и в летний период): в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – перед уходом детей домой (прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 20С и скорости ветра более 15 м/с); Домашние задания воспитанникам не задаются; В дни каникул и в летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится (организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок). Режим дня (первая младшая группа) Холодный период года Режимные моменты Дома: Подъем утром Прием детей на участке, прогулка Утренняя гимнастика, игры, подготовка к завтраку Первый завтрак Подготовка к непосредственно образовательной деятельности Непосредственно образовательная деятельность с детьми: Первая подгруппа Вторая подгруппа Второй завтрак Игры, подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки Подготовка к обеду, обед Гигиенические процедуры Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, проведение закаливающих и гигиенических процедур Подготовка к полднику, полдник Подготовка к образовательной деятельности Образовательная деятельность с детьми: Первая подгруппа Вторая подгруппа Игры, подготовка к ужину Ужин Гигиенические процедуры Подготовка к прогулке, прогулка Уход детей домой Время 6.30 – 7.00 7.00 – 7.50 8.00 – 8.15 8.15 – 8.40 8.40 – 9.00 9.00 – 9.10 9.20 – 9.30 9.25 – 9.35 9.35 – 11.15 11.15 – 11.35 11.35 – 11.50 11.50 -12.00 12.00 – 15.00 15.00 – 15.15 15.15 – 15.30 15.30 – 15-40 15.45 – 15.55 16.05 – 16.15 16.10 – 16.30 16.30 – 16.50 16.50 – 17.00 17.00 – 18.30 18.30 – 19.00 Теплый период года Режимные моменты Дома: Подъем утром Прием детей на участке, прогулка Утренняя гимнастика, игры, подготовка к завтраку Первый завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Гигиенические процедуры, второй завтрак Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры Подготовка к обеду, обед Гигиенические процедуры Подготовка ко сну, дневной сон Постепенный подъем, проведение закаливающих и гигиенических процедур Подготовка к полднику, полдник Подготовка к прогулке, прогулка Возвращение с прогулки, подготовка к ужину Ужин Гигиенические процедуры Подготовка к прогулке, прогулка Уход детей домой Время 6.30 – 7.00 7.00 – 8.00 8.00 – 8.30 8.30 – 8.50 8.50 – 10.00 10.00 – 10.20 10.20 – 11.10 11.10 – 11.30 11.30 – 11.50 11.50 -12.00 12.00 – 15.00 15.00 – 15.15 15.15 – 15.25 15.25 – 16.00 16.00 – 16.30 16.30 – 16.50 16.50 – 17.00 17.00 – 18.30 18.30 – 19.00 Адаптационный режим пребывания ребёнка в ДОУ Временной период 1 день 2 день 3 день Примечание: адаптации на Адаптационные мероприятия Пребывание в группе в течении 2часов Пребывание в группе в течение 1 половины дня с питанием Пребывание в группе полный день каждого ребёнка разрабатывается индивидуальный режим Расписание непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе. Пятница Четверг Среда Вторник Понедельник День недели НОД 1. Музыкальная деятельность. Музыкальное занятие. 2. Изобразительная деятельность. Рисование. время 9.00 – 9.10 9.20 – 9.30 1. Познавательно – исследовательская деятельность. ФЭМП. 9.00 – 9.10 2. Двигательная деятельность. Физическая культура (улица). 1. Коммуникативная деятельность. Развитие речи. 2. Музыкальная деятельность. Музыкальное занятие. 9.00 – 9.10 9.30 – 9.40 1. Двигательная деятельность. Физическая культура. 2. Познавательная деятельность Конструирование // Изобразительная деятельность. Лепка. 9.00 – 9.10 1. Коммуникативная деятельность. Чтение художественной литературы. 2. Двигательная деятельность. Физическая культура. 9.10 – 9.20 9.20 – 9.30 9.30 – 9.40 Особенности развития ребенка На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников. Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр. В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся ею представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет быстрое освоение грамматических форм. Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников. Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения. Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа. 1 этап: В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением. 2 этап: Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению. 3 этап: На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей. Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом. Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностью. Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый (Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова). В возрасте 1-3 лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого. Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать: - 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); - 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый). Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки. Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима. Основными чертами ребенка 1,5-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене. Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: - складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и нагляднообразное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; - возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». Предметно-пространственная развивающая среда младшей группы «Солнышко». первой Предметно - развивающая, игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игрызанятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. Поэтому для полноценного развития детей важно создать развивающую среду в детском саду, где дети могут играть, читать, драматизировать, рисовать, лепить, заниматься физической культурой. Физкультурно – оздоровительный центр «Здесь живет здоровье» (Физическое развитие) Потребность в движении является важной задачей при организации предметноразвивающей среды. В физкультурно-оздоровительном центре есть: маски для подвижных игр, скакалки, горка, мячи, велотренажёр, массажные коврики, кегли. Центр сюжетно - ролевой игры . (ОО «Социально-коммуникативное развитие») Дети первой младшей группы проявляют интерес к различным предметам, манипулируют ими, стремясь познать их назначение, но только взрослый может открыть способы действия с предметами. В результате совместной с воспитателем деятельности ребёнок постепенно учиться действовать с предметами самостоятельно ( кормит куклу, нагружает машинку кубиками…) В центре есть оборудование для «Игры со строительным материалом», для «Игры с куклами», для «Игры в магазин», для «Игры в больницу», для «Игры с игрушечными животными», для «Игры в парикмахерскую» . Центр экологии. (ОО «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») Растения: хлорофитум, сансевьера, фиалка, бегония, пальма «Хамедорея» и т.д. инструменты для ухода за растениями (лейка, рыхлитель, пульверизатор и т.д.); дидактические игры: «Дары природы», «Лото», и т.п.; наборы иллюстраций; календарь природы; предметные картинки по классификации предметов живой и неживой природы; пейзажные картинки разных времён года; наборы животных, овощей, фруктов поделки из природного материала. тематические альбомы Центр математического и сенсорного развития. (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие») Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам Занимательный и познавательный материал по математике. Пеналы «Учись считать»; Дидактические игры: «Геометрические формы», «Всё для счёта», «математическое домино», наборы счётных палочек наборные полотна. Дидактический стол является частью развивающих игр. Мы используем его для проведения игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняем, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно(стаканчики, бочонки, пирамидки, логический круг, пробки, коробочки, лабиринты). Центр строительно-конструктивных и настольно –печатных игр. (ОО «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») Конструктор мелкий и крупный «Лего»; Пластмассовый напольный конструктор; Мозаика; Пазлы; Игрушки со шнуровками ; Пластмассовый конструктор; Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных, макеты деревьев; Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые. Центр чтения художественной литературы (ОО «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие») В книжной зоне группы много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира. Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных и сюжетных картинок. Книги меняются в зависимости от тематических недель. Тематическая подборка детской художественной литературы; Книжки-малышки; Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Музыкально – театрализованный центр. (ОО «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие, «Социально-коммуникативное развитие»). Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша(бубен, погремушки, звучащие игрушки, гитара ). Магнитный театр; настольный театр; фланелеграф с набором сказочных героев и декораций; шапочки-маски различных персонажей; Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр: «Колобок», «Маша и медведь», «Козлята и волк»; театр на фланелеграфе. Всё это - помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Центр изодеятельности. (ОО «Художественно-эстетическое развитие») Материалы для изодеятельности: - карандаши, - краски, - гуашь, - бумага (разного цвета, формы, фактуры), - разные инструменты для рисования – кисточки, трафареты, палочки, поролон, вата и другие подручные средства; - пластилин, стеки, дощечки для пластилина; - раскраски; - выставки детского творчества. Наши будни и праздники Первый конкурс . 27 октября – Конкурс «Волшебница Осень» Наши будни .