Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………….3 Причины детского травматизма…………………………………………………......4 Система работы по предупреждению детского травматизма………………...……5 Профилактические мероприятия ДОУ………………………………………..5 Мероприятия с персоналом по предупреждению детского травматизма…..5 Профилактические мероприятия с дошкольниками…………………………6 Профилактика травматизма у детей………………………………………………6 Работа с родителями по предупреждению детского травматизма………….11 Приложение 1. Работа ДОУ с родителями воспитанников по предупреждению детского травматизма……………………………………………………………………...13 Приложение 2. Задачи ДОУ по воспитанию безопасного поведения у дошкольников на улицах и дорогах города………………………………………………………………14 Приложение 3. Направления деятельности сотрудников ДОУ по предупреждению детского травматизма (ПДД). ……………………………………………………………15 Приложение 4. Перспективный план работы по предупреждению детского травматизма………………………………………………………………………………..16 Пояснительная записка Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных: 1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их; 2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка. В ДОУ ведется работа с педагогическим составом, медицинским воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей. персоналом, Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий. Цель: создание условий для предупреждения детского травматизма. Ожидаемый результат: Отсутствие случаев травматизма с детьми и родителями ДОУ. Знание детьми правил безопасного поведения на улице и дорогах, быту и общественных местах. Умение детей быстро и правильно ориентироваться в различных ситуациях. Причины детского травматизма 1. Порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком; 2. Травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке; 3. Травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели; 4. Травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно, исходя из вышеперечисленных причин и обстоятельств возникновения травм. Система работы по предупреждению детского травматизма 1. Профилактические мероприятия ДОУ 1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада: оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены; игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам. 2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли; 3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком. 4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек). 5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН. 2. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма: 1. Заведующим ДОУ проводятся инструктажи по охране труда и здоровья детей; проводятся целевые инструктажи: - «Инструкция по охране жизни и здоровья детей дошкольного возраста», - «Инструкция по охране жизни и здоровья детей раннего возраста», - «Инструкция по охране жизни и здоровья детей во время экскурсий за пределы детского сада», - «Инструкция по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», - «Инструкция по профилактике травматизма и оказанию первой помощи», - «Инструкция по предупреждению отравления детьми ядовитыми грибами и растениями» 2. Составление плана работы ДОУ по предупреждению детского травматизма. 3. Создание среды в группах «уголок Пешехода», «уголок Здоровячок»», уголок «Огонь – друг, огонь – враг!» 4. Составление картотеки художественной литературы, игр и основам безопасности жизнедеятельности. 3. Профилактические мероприятия с дошкольниками Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность. Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм: - Непосредственно образовательная (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация). Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности. Беседы («Осторожно "Дорога"», «Внимание – Переходим улицу», «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда»). Целевые прогулки к проезжей части, экскурсии по улицам города. Встречи с инспектором ГИБДД, прогулка в пожарную часть. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные). Конкурсы рисунков, просмотр мультфильмов. 4. Профилактика травматизма у детей Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 направлениях: 1. Устранение травмоопасных ситуаций; 2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Наиболее часто встречающийся травматизм у детей – бытовой. Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины: • ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня; • падение с кровати, окна, стола и ступенек; • удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.); • отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.); • поражение электрическим током от неисправных электроприборов,обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку. Падения Падение - распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если: -не разрешать детям лазить в опасных местах; -устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах. В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, а особенно качели. Если ребенок упал с качели, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара. Добровольный прыжок с качели никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом - перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов. Порезы. Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках. Травматизм на дороге. Из всевозможных травм на улично-транспортную приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень серьезны. Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие попадают под колеса другой машины. Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу: • остановиться на обочине; • посмотреть в обе стороны; • перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет; • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста; • идти, но ни в коем случае не бежать; • переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора; • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя; • переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали; • если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать; • маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку; • надо научить ребенка не поддаваться "стадному" чувству при переходе улицы группой; • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом; • Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению. Старших детей необходимо научить присматривать за младшими. При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа. Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде. Детям нужно надевать на голову шлемы и другие приспособления для защиты. Еще ни одно увлечение детей не приводило к такому наплыву раненых, как роллинг (катание на роликовых коньках), который в последнее время стал особенно популярным. В роллинге слишком высоки требования к владению телом - малейший сбой приводит к падению, что всегда чревато травмой. Покупая ребенку роликовые коньки, научите стоять на них и перемещаться. Для этого можно подвести к перилам, поставить между двух стульев. Проследите за правильной постановкой голеностопного сустава. Не покупайте детям роликовых коньков китайского производства, хотя и стоят они дешевле. Они травмоопасны и недолговечны. Голенище должно служить хорошей опорой, поэтому должно быть твердым. Пригласите опытного роллера, если сами не можете научить хотя бы одному методу торможения. Обязательно приобретите наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Научите правильно падать - вперед на колени, а затем на руки. Кататься нужно подальше от автомобильных дорог. Научите детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным. Водный травматизм Взрослые должны научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов. Дети могут утонуть менее, чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды, в т.ч. – в ванной. Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой. Детей нужно учить плавать, начиная с раннего возраста. Дети должны знать, что нельзя плавать без присмотра взрослых. Ожоги. Ожогов можно избежать, если: держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга; - устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать; - держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард; - прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды. Удушье от малых предметов Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребенка измельченной пищей. Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок клал что-нибудь в рот. Отравления Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду. Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей. Неправильное применение и передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте. Поражение электрическим током. Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям - обнаженные провода представляют для них особую опасность. Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен! 5. Работа с родителями по профилактике детского травматизма Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего в семье. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями: на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению; ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах в родительских уголках, раскладушках, заметках в уголках «Шалость детей с огнем», «Безопасность ребенка», «Внимание, дорога!», «Соблюдай правила дорожного движения», «Использование ремня безопасности и детских кресел»; показ выставок детских рисунков по тематике дорожной безопасности и пожарной безопасности; встреча с инспекторами ГИБДД; Меры по оптимизации работы по профилактике травматизма: 1. Приобрести оборудование городка по изучению ПДД. 2. В работе с детьми вести систематическую планомерную работу по формированию безопасного поведения ежедневно во всех формах работы с детьми. 3. Разнообразить формы работы с родителями. Использовать анкетирование, выставка совместных работ из природного и бросового материала на тему «Безопасность», 4. Организация развлечения с родителями , КВН на тему «Безопасное поведение на дороге и дома». Работа ДОУ с родителями воспитанников по предупреждению детского травматизма Направление сотрудничества Информационноаналитическое С какой целью используется Форма общения Выявление интересов, потребностей, запросов родителей Познавательное Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Наглядно-информационные: Ознакомление родителей с информационноработой ДОУ, ознакомительное и особенностями воспитания просветительское детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Досуговое Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Проведение опросов, анкетирование Родительское собрание: “Безопасность детей – дело взрослых”. Педагогическая библиотека для родителей Организация дней открытых дверей, открытых просмотров НОД и других видов деятельности. Папки-передвижки: “Безопасность в приѐмных ДОУ”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Безопасность вашего ребенка в столовой”; “Ребенок дома”. Разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку. Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии. Выставки семейных творческих работ: “Безопасность”, совместных изобретений из природного и бросового материала на темы “Ловушка для песка”, “Безопасная скакалка”, “В стране безопасных игрушек”. Участие в городских конкурсах творческих работ. Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности