ПРОЕКТ МДОУ «Муниципальный детский сад «Красная шапочка» «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС» г. Жуков 2022 год Тема инновационного проекта: «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС» Актуальность проблемы: Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи. Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат». Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования. Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства. Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ «Муниципальный детский сад «Красная шапочка». Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический. Участники реализации проекта: - администрация ДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение; - педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства; - родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «Юный краевед», педагогической гостиной «Развиваем речь играя», обмениваются опытом семейного воспитания; - дети – участвуют в совместных мероприятиях. Задачи: - создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения; - установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ; - приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия; - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей; - повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей; - пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни; - организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса; - пополнить ресурсную базу ДОУ. Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать: - повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи; - формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДОУ; - установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой. - открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности. Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности ДОУ по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета. Срок реализация проекта: с сентября 2022 г. по май 2023 г. Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2022 г. Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса. 2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2022 г. – апрель 2023 г. Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. 3 этап – заключительный; срок реализации – май 2023 г. Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи. Риски: - трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей. - участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта. Критерии эффективности: - рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий. - согласованность действий педагогов и родителей; - соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта; - заинтересованность родителей; - положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ. 1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2022 г. Мероприятия 1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» Задачи - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка. - изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом. 2. Опрос родителей с целью изучения - установление индивидуальных контактов с предполагаемой роли родителя в организации каждой семьей ее членами для определения совместных мероприятий. направлений взаимодействия 3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. - формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта 4. Мероприятия по изучению опыта работы - формирование банка данных по реализации детских садов муниципалитета, региона и т.д. проекта и банка методических идей по реализации проекта 5. Совещание при заведующей с членами творческой группы ДОУ на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта». - анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов - определение основных направлений деятельности по реализации проекта; - организация творческой группы; - определение руководителя клуба «Юный краевед», - определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Развиваем речь играя». - разработка плана внедрения проекта. - выработка единой системной и последовательной работы по реализации проекта. 6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта. - издание Приказа заведующей о реализации проекта, - подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной 2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2022 г. – апрель 2023 г. Мероприятия Содержание Сотрудничество с родителями по управлению проектом Заседание Родительского комитета Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей. Срок Октябрь Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта. Ознакомление родителей ДОУ с Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию нововведениями в правовом ДОУ и семьи в рамках нового закона регулировании в системе «Об образовании». образования. Ноябрь Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ. Обсуждение вопросов реализации В течение года ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе. Координационное совещание Промежуточное координирование Декабрь администрации ДОУ, творческой группу деятельности участников проекта. педагогов и родителей. Работа педагогической гостиной «Развиваем речь играя» Координационное собрание для родителей 2-х младших, средних групп Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной «Развиваем речь играя». Октябрь Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев» Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ. Ноябрь Встреча на тему «Дыхательная гимнастика», Предоставление памяток для родителей по темам встреч. Январь «Артикуляционная гимнастика» с приглашением логопеда Центра «Доверие» Встреча на тему «Дидактические игры для развития речи» Март Оформление газеты «Речевичек» Информатизация о ходе и результатах совместных встреч. Создание тематических памяток для родителей. Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам. День открытых дверей. Приглашение родителей на занятия по развитию речи. В течение года В течение реализации проекта Май Работа родительского клуба «Юный краевед» Координационное собрание для Запись родителей в клуб «Юный Октябрь родителей средних, старшей и краевед». подготовительных групп. Конкурс «Герб и девиз клуба «Юный краевед» Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности. Ноябрь Участие в экологических акциях Экологическое воспитание дошкольников. В течение года Встреча с сотрудником детской районной Познавательное развитие дошкольников. библиотеки с беседой «Книги о Калужской области». Создание фотоколлажей, семейных стенгазет по итогам индивидуальных поездок и посещения интересных мест Январь Обмен педагогическим опытом с По итогам родителями. мероприятий Калужской обл. родителей с детьми. Посещение мест воинской славы. Участие в велопробеге, посвященном Дню Победы. Патриотическое воспитание дошкольников. Май Проведение тематических занятий с участием родителей. Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе. По плану воспитателей Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных походов, поездок и др. Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДОУ. В течение реализации проекта Создание и регулярное обновление информационной рубрики «Семья и детский сад – мы вместе» на официальном сайте ДОУ В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи. Составление картотек Взаимообогащение педагогического опыта и - «Педагогическая копилка: родители для мастерства педагогов», Октябрь В течение реализации проекта В течение реализации проекта - «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» 3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2023 г. Мероприятия 1. Совещание при заведующей с членами творческой группы. Содержание Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными Срок Апрель 2. Заседание Родительского комитета Семинар для ДОУ муниципалитета Представление результатов реализации проекта. Апрель Общее родительское собрание. Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта. Май Рассмотрение результатов реализации Определение перспектив Май проекта на итоговом педагогическом совете. деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями. Создание папки по итогам реализации проекта. Обобщение опыта работы. Май Результаты анкетирования «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» Цель анкеты: - адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка. - изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом. Всего участвовало в анкетировании –130 родителей Ответы и выборы потребностей и интересов родителей: 1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка? - Здоровье и физическое развитие 130 человек (96%); - развитие нравственных качеств 73 чел (52%) - развитие умственных способностей 126 чел. (91%) - развитие художественных способностей 39 чел. (28%) - раннее обучение ребенка чтению, письму 35 чел. (25%) - другое (что именно) 0 чел. (0%)___ 2. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада? - Информационную помощь 76 чел. (54%) - диагностическую 23 чел. (17%) - консультативную 68 чел. (49%) - другую помощь (какую именно) 0 (0%) 3. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов детского сада? - родительские собрания 102 чел. (74%) - групповые дискуссии 12 чел. (9%) - тематические консультации 36 чел. (26%) - семинары-практикумы 4 чел. (3%) - индивидуальные беседы и консультации 95 чел. (68%) - информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт ДОУ 34 чел. (25%) - тематические выставки, папки 41 чел. (29%) - дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные 19 чел. (14%) - посещение педагогами семьи 1 чел. (0,7%) - другое (что именно) 1 чел. (0,7%) посещение зоопарка в Калининграде 4. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей? - о целях и задачах дошкольного образования 41 чел. (29%) - о воспитательно-образовательных программах 62 чел. (45%) - о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях 31 чел. (22%) - о дополнительных услугах 18 чел. (13%) - об одежде ребенка 18 чел. (13%) - о питании детей 32 чел. (23%) - о гигиенических процедурах 16 чел. (12%) - о психофизиологических особенностях ребенка 46 чел. (33%) - об успехах ребенка 94 чел. (68%) - об общении с ребёнком 27 чел. (19%) - об организации жизни ребенка в семье 5 чел. (4%) - об организации досуга ребёнка, семейных праздников 6 чел. (4%) - о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и 9 чел. (7%) семьи - другое (что именно) 0 чел. (0%)__________ 5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду: - советник (помощь воспитателю в определении интересов, 51 чел. (37%) увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемах) - гид (участие в организации экскурсий и походов) 7 чел. (5%) - наставник (организация занятий с детьми определенным видом 2 чел. (2%) деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое) - групповой помощник (присутствие родителя в группе и 35 чел. (25%) включение его в разные виды взаимодействия с детьми) - помощник в разработке теоретических аспектов развития детей 1 чел. (0,7%) - другое (что именно)_ 0 чел. (0%)_ 6. Ваш ребенок пользуется дополнительными услугами в ДОУ (какими): - «Умники и умницы» (познавательно-речевое развитие) 28 чел. (20%) Мы любим шахматы 2 чел. (2%) 7. Считаете ли Вы. Что у вашего ребёнка есть особые способности, таланты? - затрудняюсь ответить - нет - да (какие) 94 чел. (68%) 13 чел. (9%) 11 чел. (8%) – творческие, интеллектуальные, эстетические и музыкальные способности 8. Какое направление дошкольного образования Вы бы предпочли для своего ребёнка? (не более 3-х пунктов) - физическое развитие 71 чел. (51%) - спортивная подготовка 32 чел. (23%) - художественно-эстетическое направление 54 чел. (39%) - интеллектуальное развитие 83 чел. (60%) - эмоциональное развитие 38 чел. (27%) - музыкальное развитие 24 чел. (17%) - обучение чтению, математике 68 чел. (49%) - обучение иностранным языкам 32 чел. (23%) - коррекция недостатков развития, медицинские услуги 16 чел. (12%) - другое – работа с психологом 1 чел. (0,7%) 9. За какие дополнительные услуги ДОУ Вы готовы платить: - подготовку к школе (обучении грамоте, развитие речи, математика) - физическая подготовка (спортивная секция) - обучение английскому языку - обучение хореографии - обучение пению - обучение рисованию - занятия с логопедом - организация и проведение праздников - индивидуальные занятия с ребенком - посещение бассейна - любые необходимые (нужные) - за все 10 чел. (7%) 4 (3%) 12 чел. (9%) 3 чел. (2%) 2 чел. (1,4%) 2 чел. (1,4%) 5 (4%) 1 чел. (0,7%) 1 чел. (0,7%) 2 чел. (1,4%) 2 чел. (1,4%) 1(0,7%)